Кириллова (roch_sweta) wrote,
Кириллова
roch_sweta

Сигары, страсть и смерть - "Кармен" в Брегенце (Австрия)

В 2018 году опера Жоржа Бизе «Кармен» будет идти второй сезон в культурной столице запада Австрии - в городе Брегенц, на знаменитых подмостках в озере под открытым небом.



Знатоки оперной музыки считают музыкальный фестиваль в Брегенце уникальным явлением: гигантские декорации на фоне фантастического ландшафта Боденского озера и горной гряды Пфэндэр знамениты во всем оперном мире. Гаэль Аркез, исполнительница роли Кармен, сказала в интервью, что в Брегенце ей нравится неожиданное сочетание находящейся в воде оперной сцены с зеленью деревьев, и что на этих подмостках можно ощутить всем телом нечто особенное – порывы настоящего ветра. А ветер на Боденском озере может стать очень сильным. Как и впечатления от просмотра удивительной постановки «Кармен» в Брегенце сезона 2017-2018.




Эта опера является одной из самых знаменитых в оперном мире. «Кармен» лидирует по числу постановок и инсценировок. Каждый режиссер видит цыганку Кармен по-своему. Иногда она жертва обстоятельств, познавшая еще ребенком насилие, порой – бездушная секс-бомба, использующая мужчин для своих целей. Но практически для всех она – та самая фам фаталь, роковая женщина, которая сводит мужчин с ума. А своего создателя Жоржа Бизе она свела в могилу.

Что не понравилось изысканной парижской публике на премьере оперы «Кармен» почти 150 лет назад? Что главная героиня – безродная цыганка, которую легко склонить к любовным авантюрам и преступлениям? Что в начале первого акта цыганки, выходя после работы из здания табачной фабрики, дымили сигаретами как паровозы? Ведь музыка и оркестровка оперы гениальны - неужели почтенная публика, ослепленная своим возмущением «неприличной» постановкой, не услышала этого? Вместо бурных оваций и криков «Браво!» автору достались ругательства и непонимание. В 1875 году через несколько месяцев после премьеры Жорж Бизе умер в возрасте всего лишь 37-ми лет от сердечной болезни. Красавица Кармен разбила ему сердце.

В этом же году «Кармен» поставили в Австро-Венгрии, в столице империи, в Вене. Я почему-то уверена, что эта опера была любимой оперой Зигмунда Фрейда и могу себе представить, что будущий отец психоанализа бывал на ней не один раз...

В постановке в Брегенце Кармен уже ребенком бесцеремонно и властно отталкивает мешающих ей детей, которые стоят у неё на пути. У детей своя игра – они гоняют мяч, у Кармен – игра своя, она, как и подобает цыганке, обособленно ото всех, раскладывает карты, пытаясь узнать, что готовит ей судьба. Мальчик, из вредности отобравший у девочки Кармен карту, приготовился получить от неё удар. Кармен же, подойдя к нему, неожиданно его целует...

Каково это, играть Кармен? Красавица Гаэль Аркез говорит, что она обожает перевоплощаться в Кармен. «Мне нравится играть красивую женщину с сильным сексапилом. Прическа и макияж дополняют чрезвычайно женственный образ». На руке у Кармен татуировка в виде нежного цветка, однако ногти у неё неухожены, кроваво-красный лак облупился – Кармен днем работает на табачной фабрике, а ночью - в шайке контрабандистов.

Вы спросите, что за контрабанда такая? Ответ прост – табак и сигары! Неспроста табачную фабрику охраняют скучающие солдаты. Табак, приносивший колоссальный доход, был монополией испанского короля и фабрика была похожа на неприступную крепость. Сейчас в ней, кстати, расположен университет Севильи.
«Сигаретницы» выходят на сцену словно черти из преисподней из щели внизу, в клубах табачного дыма. Незря в самом начале Хозэ назовет Кармен демоном «Мне демон угрожал». В руках у женщин помимо сигарет находятся жестяные ведра. В этой сцене Боденское озеро становится первый раз прямым участником действа: цыганки зачерпывают воду ведрами и освежаются после рабочего дня, принимая эротичные позы. Надо ли говорить, что при виде «бесстыдных, кокетливых, курящих» чертовок у солдат охраны мгновенно поднимается ... эээ... уровень тестостерона?



Во второй раз Боденское озеро участвует в постановке, когда Кармен, спасаясь от преследования, спортивно прыгает в воду и мощными движениями уплывает прочь. А в третий раз в воду озера переносят сцену темпераментных танцев из таверны Пастьи, когда вода призвана повысить градус эротичности танца. Ведь нижний уровень карт оказывается подвижным – они незаметно опускаются в воду, давая танцорам возможность продемонстрировать свои молодые упругие тела.

Хореограф Син Фабрисиус в интервью сказала, что «Мы использовали воду для олицетворения страсти, плотского желания. Ведь мокрые тела, облепленные одеждой, смотрятся очень сексуально. Я обожаю эту огромную сцену, я рада, что у меня есть возможность работать с такой выразительной декорацией».

Режиссер-постановщик Каспер Хольтен видит трагедию Кармен в её неистовом желании быть свободной. «Мы все хотим быть свободными. Однако свобода – это в том числе и одиночество. Свобода Кармен – это неумение жить в отношениях по правилам, она хочет быть свободной – и при этом она боится стать слабой и уязвимой. В своей нелегкой жизни Кармен узнала, что для неё важны сила и власть. Секс и соблазн для неё это средство манипуляции и контроля за мужчинами, а не любовь. В этом её трагедия». Да, чертовка-прелестница Кармен соблазняет солдата Хозе - назло белокурому невинному ангелочку из родной деревни Микаэле, давно влюбленной в Хозе, - во-первых, чтобы её не привлекли к ответственности за драку с поножовщиной на фабрике и, во-вторых, чтобы завербовать нового члена шайки контрабандистов.

По мнению постановщика «Свобода и судьба - вот что означают декорации в воде». Вода для Каспера Хольтена - это олицетворение страсти, судьбы, а воздух – свободы, которая так важна для Кармен.

Озеро и ландшафт являются чудесными кулисами сцены под открытым небом. И эти кулисы дают неожиданную перспективу, взгляд зрителя свободно проходит через «воздушные» декорации. Ис Дэвлин, которая создала дизайн сцены «Кармен» сезона 2017-2018, миниатюрная красивая женщина с необычным макияжем глаз, сказала в интервью «Я создала декорации без границ, без помещений, без стен, я хотела найти и передать только жест, только движение. И это движение было свободным броском колоды карт в воздух».

Брошенные карты в воздух – это развитие темы в первом и третьем акте, когда маленькая и взрослая Кармен бросают в досаде карты вверх. Однако эти карты не только летят в воздух, но и падают в воду озера, куда позже предстоит упасть и самой цыганке.

Ис Дэвлин является второй женщиной в истории музыкального фестиваля в Брегенце с 1946 года, которой выпало счастье оформить сцену. «Это настоящая удача. Я 20 лет мечтала о Брегенце, каждый сценический дизайнер хотел бы здесь поработать».

В 4-м акте Кармен становится нарядной и ... толстой в своем ярком красном платье. Помимо платья исполнительница роли одета еще и в неопреновый костюм: в финале Хозе топит неверную Кармен в этом роскошном наряде, что для некоторых консервативных любителей оперы представляется кощунством, всё-таки по сюжету убийце полагается нож. Однако ревнителям традиций костюмер Анья Ван Краг сделала смысловую уступку: по её замыслу тело Кармен в красном платье должно выглядеть большим пятном крови на воде. На бедре Кармен также закреплена небольшая ёмкость с кислородом, а дыхательная гарнитура спрятана под цветок на платье, давая исполнительнице возможность дышать под водой в сцене удушения в волнах Боденского озера.



Глядя в синих сумерках на монументальные руки с татуировкой, огонёк гигантской тлеющей сигареты, меня не покидает ощущение, что даже мертвая Кармен, будучи под водой, все равно продолжает бросать вызов мужчинам, жизни и - карты в воздух.

Приезжайте в Брегенц на «Кармен» - и Вы полюбите оперу!

Автор
Светлана Кириллова
http://bodenskoe-ozero.ru/

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments